Доклад А. Давыденко на заседании Совета Росморречфлота
16.03.2012
Уважаемый Игорь Евгеньевич! Уважаемые члены Совета и участники заседания!
Сегодня мы проводим расширенное заседание Совета Федерального агентства морского и речного транспорта, подводим итоги работы за 2011 год и уточняем планы на ближайшую перспективу.
Росморречфлот продолжил модернизацию отрасли. Перед нами стояли задачи совершенствования транспортной инфраструктуры для построения конкурентоспособной современной и безопасной системы морского и речного транспорта, повышения эффективности бюджетных расходов и обеспечения высококвалифицированными кадрами.
Прошлый год стал годом активных структурных преобразований в системе управления. На морском транспорте после укрепления администраций морских портов мы приступили к созданию бассейновых администраций. Проводится реформирование Госморспасслужбы России. Параллельно воссоздается инфраструктура Севморпути.
На внутреннем водном транспорте идет реформирование управления внутренними водными путями с созданием администраций речных бассейнов, введением в них института капитанов речных бассейнов и портового контроля.
Реформируется ФБУ «Подводречстрой», ФГУПы «Росморпорт», «Морсвязьспутник», «ГЦСС» и «Речсвязьинформ».
Продолжается реформа отраслевого образования.
Подробнее остановлюсь на итогах работы отрасли.
Морским транспортом перевезено 34 млн. тонн. Величина грузооборота составила 41 млн тонно-миль. Это примерно на 11 % меньше, чем в 2010 году. При этом объем перевозок сухогрузов увеличился, а перевозки наливных грузов уменьшились. Причина - колебания рынка продаж нефти.
В районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности завезено около 4 млн. тонн.
В навигацию 2011 года по трассам Северного морского пути перевезен рекордный объем транзитных грузов - почти в 6 раз больше, чем в 2010 году.
Бизнесу это позволило на практике оценить коммерческую привлекательность таких перевозок, а государству - выработать меры по выводу арктического судоходства на новый уровень в части обеспечения безопасности мореплавания.
Российскими судовладельцами построено 26 судов общим дедвейтом более 730 тыс. тонн. В 2012 году планируется еще 10 судов до 500 тыс. тонн.
Общее количество судов морского транспортного флота, контролируемого Россией, на начало 2012 года составило 1418 общим дедвейтом 19,6 млн. тонн, то есть немного увеличилось. В Российском международном Реестре числится 328 судов общим дедвейтом 1,8 млн. тонн (или на 1,2 % больше, чем в 2010 году).
В прошедшем году вступил в силу Федеральный закон от 7 ноября 2011 года №305-ФЗ, направленный на поддержку отечественного судостроения и судоходства, который, уверен, скоро окажет положительное влияние на общую ситуацию со строительством и эксплуатацией как морского, так и речного флота.
В прошлом году в морских портах России переработано более 535 млн. тонн, или на 2 % больше, чем в 2010 году. Мы оцениваем такую динамику как позитивную. Потому что прирост объемов перевалки сухих грузов, которые составляют основу наиболее высокотехнологичных портовых операций, в прошлом году достиг 11 %. Но вместе с тем, мы потеряли в объемах перевалки нефтеналивных грузов более 4 %. Это, как уже отмечалось, обусловлено колебаниями рынка. Поэтому в целом итоговые показатели можно считать удовлетворительными.
В перспективе мы ожидаем изменения ситуации. Так, со второго полугодия 2012 года ожидается увеличение отгрузки нефти через Белокаменку в Мурманске, БТС-2 в Усть-Луге и ВСТО в Козьмино. Терминалы КТК в порту Новороссийск также могут увеличить отгрузки нефти с вводом в эксплуатацию двух скважин компании «ЛУКОЙЛ».
По мнению экспертов, в 2012 году сохранится тенденция роста объемов перевалки грузов. Общий грузооборот морских портов России планируется вывести на уровень 560 млн. тонн.
Развитие морской инфраструктуры
В 2011 году была продолжена реализация Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы Российской Федерации на 2010-2015 годы».
Это позволило обеспечить увеличение портовых мощностей на 30 млн. тонн.
Строго в рамках утвержденных графиков продолжалась активная реализация мероприятий по созданию морской транспортной инфраструктуры для подготовки и проведения зимних Олимпийских игр - 2014 в Сочи и Саммита АТЭС-2012 во Владивостоке.
В 2012 году предусматривается увеличение портовых мощностей еще на 75 млн. тонн.
Мы планируем к 2016 году, обеспечить перевалку грузов в портах России в объеме 770 млн. тонн в год, в том числе иметь 15 % резерв пропускной способности.
Общий объем госкапвложений в портовую инфраструктуру составил в 2011 году 27 млрд. рублей, что на треть больше, чем в 2010 году. При этом пропорция бюджетных и внебюджетных поступлений в эту сферу составила 1 к 4, что соответствует значениям утвержденной программы.
Особенно хочу отметить, что мы не снижаем темпов строительства флота государственного назначения.
В целях повышения уровня технической оснащенности государственных аварийно-спасательных формирований в 2010-2011 годах построены и сданы в эксплуатацию 16 единиц флота различного назначения. В этом году планируется ввести в строй еще 6.
Начато строительство ледокольного флота: четырёх дизель-электрических и одного атомного ледокола.
Повышенное внимание уделяется совершенствованию объектов обеспечения безопасности мореплавания.
Объемы перевозок и перевалки на внутреннем водном транспорте
В 2011 году объем перевозок грузов на внутреннем водном транспорте вырос на 21% и составил 127 млн. тонн.
В районы Крайнего Севера было отправлено 1 млн. тонн грузов, что на 8% превышает объем 2010 года.
Перевозки пассажиров составили более 14 млн. человек.
Объемы перевалки грузов в речных портах выросли на 29 % и составили 184 млн. тонн.
В текущем году мы прогнозируем рост объемов перевозки и перевалки грузов речным транспортом.
Отрадно отметить, что судоходными компаниями разработаны и реализуются проекты судов нового типа как грузового, так и пассажирского флота. Введено в эксплуатацию 13 таких судов.
В свою очередь Росморречфлот реализует программу обновления технического флота. В рамках ФЦП запланировано реконструкция и строительство более 350 плав.единиц на сумму более 30 млрд. руб.
Эффективность речных перевозок зависит от габаритов внутренних водных путей. Поэтому Росморречфлот уделяет их качественным характеристикам особое внимание.
В 2011 году общая протяженность ВВП с гарантированными габаритами судовых ходов и круглосуточным движением транспортного флота ненамного, но увеличилась.
Состояние СГТС
На особом учете находится состояние судоходных гидротехнических сооружений.
В результате проведенных Росморречфлотом мероприятий по состоянию на 1 января 2012 года в 2 раза уменьшилось число сооружений в аварийном техническом состоянии (осталось одно сооружение). На треть уменьшилось их число с опасным и неудовлетворительным уровнем безопасности.
Повышен уровень безопасности 23 сооружений.
К 2016 году мы планируем вывести все СГТС на нормальный уровень безопасности.
Узкие места на ЕГС
Одно из ключевых направлений нашей деятельности - устранение лимитирующих участков на Единой глубоководной системе Европейской части Российской Федерации.
Из существовавших в прошлом десятилетии 3-х «узких» мест мы расшили одно - это Кочетовский гидроузел. Остались две самые сложные проблемы: Нижнесвирский шлюз на Волго-Балте (в этом году мы приступаем к строительству его второй нитки) и недостаточные глубины на Волге между Нижним Новгородом и Городцом (эта задача решается путем поднятия уровня Чебоксарского водохранилища до 68 отметки. На ее решение Русгидро отводит 3-5 лет).
Последние 3 года отмечены устойчивым маловодьем - водохранилища на Волжско-Камском каскаде и на реке Дон наполнялись едва ли на 50 %. В результате мы получили еще 3 «узких» места, где глубины составляют чуть более 3 метров. Это: Нижняя Кама от Чайковского шлюза до села Камбарка, Нижняя Волга в районе Саралёва и Нижний Дон в районе Багаевки.
В рамках ФЦП мы разрабатываем проекты реконструкции Саралёвского водного узла и строительства Багаевской низконапорной плотины. По Нижней Каме формируется техническое задание.
Конечно, надеемся на увеличение водности.
Реконструкция объектов ВВП
На реконструкцию гидротехнических сооружений из федерального бюджета было выделено 10 млрд. рублей, что на 39 % чем в 2010 году. Объем средств из внебюджетных источников составил 3, 7 млрд. рублей.
Уважаемые коллеги!
Мы все время говорим о создании инвестиционной привлекательности нашей отрасли, комфортных условиях для бизнеса. Мы должны обеспечивать перевозки грузов и пассажиров. Но эти перевозки должны быть безопасны. Безопасность судоходства - это главный критерий в организации перевозок.
Аварии прошлого года выявили две основные причины роковых происшествий. Одна - это несовершенство надзора и контроля. Вторая - человеческий фактор.
Для устранения первой причины проводится комплекс мероприятий - это то, о чем я говорил в начале доклада. Создание бассейновых администраций на море, реформа Госморспасслужбы. Вносятся поправки в КТМ и Закон о морских портах.
На речном транспорте планируются кардинальные перемены. Создание Администраций речных бассейнов, института капитана бассейна, внедрение системы портового контроля. Вводятся в строй системы управления движением судов. Разработаны поправки в КВВТ.
Но сколько бы мы не оснащали порты и внутренние водные пути, морские и речные суда современными системами безопасности, все равно в центре системы находится, и будет находиться человек - специалист. И не важно, где он будет - в офисе или в диспетчерской, или на ходовом мостике. Ошибки, просчеты, нарушения правил этими специалистами, в конце концов, сложатся в ситуацию, которая приведет к тяжелым последствиям.
Поэтому работе по подготовке и переподготовке кадров на всех уровнях необходимо придать новый импульс.
И в первую очередь это касается наших отраслевых учебных заведений. Особенно это важно для флотских специальностей.
Мы проводим реформу и в них. Она касается количества ВУЗов и качества обучения. Нам нет необходимости иметь два, а то и три учебных заведения в одном городе.
В Санкт-Петербурге предстоит провести объединение ГМА имени адмирала С. О. Макарова и Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций. При этом будет создан единый университет, осуществляющий подготовку специалистов морского и речного транспорта и носящий имя адмирала С. О. Макарова.
Морская государственная академия имени адмирала Ф.Ф. Ушакова преобразована в университет. На базе ее филиала в Ростове-на-Дону создан Институт водного транспорта имени Г.Я. Седова, который объединил несколько учебных заведений. Это же предстоит в Астрахани и ряде других городов.
Не скрою, мы испытываем сопротивление в этом деле со стороны руководящего состава некоторых филиалов, которые боятся потерять свои места.
Но оптимизация расходов федерального бюджета и количества персонала, в том числе профессорско-преподавательского состава, дадут возможность получить ресурсы для улучшения материально-технической базы учебных заведении, увеличить оплату труда того же профессорско-преподавательского состава.
Мы должны усилить воспитательную работу по сохранению флотских традиций.
Большое значение имеет привитие навыков жизни в экипаже. Это и ношение формы, и организация внутренней службы, и работа с курсантами кадровых офицеров военно-морского флота.
Это будет способствовать повышению качества подготовки специалистов путем их ранней адаптации к условиям работы на флоте.
Кроме того, мы должны решить три вопроса, которые возникли с развалом старой школы.
Первый. Необходимо в наших ВУЗах создать систему профтехобразования, где будут готовить начальные рабочие специальности для флота. Сегодня эти учебные заведения ушли в муниципалитеты, и мы их не видим. И такую работу мы уже ведем.
Второй. Необходимо добиться, чтобы выпускники наших средних специальных заведений могли без экзаменов (а не на общих основаниях) поступать в наши же высшие учебные заведения. Здесь требуется помощь Минтранса.
Третий. Необходимо восстановить систему образования специалистов с совмещенными специальностями: рулевой-моторист, штурман-механик и т.д. Это крайне необходимо, особенно на реке, в условиях работы сокращенными экипажами. Здесь нам тоже нужна помощь Минтранса.
И, конечно же, мы должны улучшить качество переподготовки специалистов.
Опять возвращаюсь к тому, что кроме усиления портового контроля мы должны вернуть систему аттестации и назначения капитанов судов. В этом у нас есть понимание с морским и речным сообществом.
Принятие вышеперечисленных мер позволит улучшить квалификацию работников всех уровней и специальностей, а, в конечном итоге, уменьшить негативное влияние человеческого фактора.
Уважаемые коллеги!
Нельзя не остановиться на таком важном аспекте, как транспортная безопасность.
Напомню, что перед нами поставлена задача усиления антитеррористической деятельности.
Для проведения работ по оценке уязвимости, разработке планов охраны и оснащению судов и портовых средств определено 50 уполномоченных организаций.
Во всех судоходных и стивидорных компаниях имеются соответствующим образом обученные сотрудники, а на каждом судне - члены командного состава, ответственные за транспортную безопасность.
Нашими учебными заведениями подготовлено свыше 13 тыс. специалистов в этой области.
Росморречфлот выполняет функции координатора в вопросах формирования конвоев судов для прохождения через Аденский залив.
Во исполнение первого этапа Комплексной программы защиты населения на транспорте оснащены акватории 6 морских портов, а также 11 объектов на внутренних водных путях.
Основные результаты проводимых мероприятий вы можете увидеть на слайде.
В марте 2011 года была полностью сформирована база нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона «О транспортной безопасности».
Аккредитовано 49 специализированных организаций для проведения оценки уязвимости.
Проведена работа по категорированию объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
В 2012 году необходимо откатегорировать еще около 50 тысяч объектов. Системная работа уже налажена, и я уверен, что мы справимся с этой задачей.
Уважаемые коллеги!
За прозвучавшими цифрами и объемами везде стоят конкретные люди.
Необходимо отметить социальную значимость выполняемых программ: создаются дополнительные рабочие места, улучшаются условия труда и, соответственно, производительность, повышается социальная защищенность работников отрасли.
Людей всегда интересуют две вещи: зарплата и квартира.
Средняя зарплата в отрасли с 2005 года выросла в 5 раз и составила 32 тыс. рублей.
Мы последовательно держим курс на выравнивание этих показателей. Хочу отметить, что средняя заработная плата у нас почти везде равняется средней по региону.
Возьмем конкретный пример: Казанский участок Волжского ГБУ. Средняя зарплата в 2005 году была 5 тыс. рублей. Сегодня -18 тыс. рублей. При этом за прошедший год она поднята на 37%. В Татарстане средняя заработная плата составляет 24 тыс. рублей.
В то же время есть существенная разница между зарплатой руководителей и остального персонала, особенно в учебных заведениях. Например, в Морском государственной университет им. адм. Г.И. Невельского зарплата ректора почти в 20 раз превышает среднюю зарплату профессорско-преподавательского состава.
Надо внести в условия контракта руководителей зависимость их заработной платы от средней по предприятию или учреждению.
С жильем сложнее. Мы стараемся строить дома в отдаленных речных районах, помогаем нашим работникам на Сахалине, Чукотке и в других регионах. Мы обратились к руководителям субъектов Федерации с просьбой помочь нам в этом вопросе, и сейчас руководители наших учреждений и предприятий уточняют потребности.
Результат есть. Приходит больше молодежи. Налицо обновление руководящего состава.
Мы понимаем цели и задачи, стоящие перед нами. И вместе идем по пути модернизации и развития отрасли. Где-то получается лучше, где-то не совсем, но есть конкретные результаты, есть главное богатство отрасли - наши замечательные труженики.
И поэтому есть уверенность в стабильном развитии и последовательном решении имеющихся проблем.
скачать текст доклада в формате doc
ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ МОРСКОГО И ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО
ТРАНСПОРТА В 2011 ГОДУ, ЗАДАЧАХ НА 2012 ГОД И
СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2014 ГОДА
Уважаемый Игорь Евгеньевич! Уважаемые члены Совета и участники заседания!
Сегодня мы проводим расширенное заседание Совета Федерального агентства морского и речного транспорта, подводим итоги работы за 2011 год и уточняем планы на ближайшую перспективу.
Росморречфлот продолжил модернизацию отрасли. Перед нами стояли задачи совершенствования транспортной инфраструктуры для построения конкурентоспособной современной и безопасной системы морского и речного транспорта, повышения эффективности бюджетных расходов и обеспечения высококвалифицированными кадрами.
Прошлый год стал годом активных структурных преобразований в системе управления. На морском транспорте после укрепления администраций морских портов мы приступили к созданию бассейновых администраций. Проводится реформирование Госморспасслужбы России. Параллельно воссоздается инфраструктура Севморпути.
На внутреннем водном транспорте идет реформирование управления внутренними водными путями с созданием администраций речных бассейнов, введением в них института капитанов речных бассейнов и портового контроля.
Реформируется ФБУ «Подводречстрой», ФГУПы «Росморпорт», «Морсвязьспутник», «ГЦСС» и «Речсвязьинформ».
Продолжается реформа отраслевого образования.
Подробнее остановлюсь на итогах работы отрасли.
Морским транспортом перевезено 34 млн. тонн. Величина грузооборота составила 41 млн тонно-миль. Это примерно на 11 % меньше, чем в 2010 году. При этом объем перевозок сухогрузов увеличился, а перевозки наливных грузов уменьшились. Причина - колебания рынка продаж нефти.
В районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности завезено около 4 млн. тонн.
В навигацию 2011 года по трассам Северного морского пути перевезен рекордный объем транзитных грузов - почти в 6 раз больше, чем в 2010 году.
Бизнесу это позволило на практике оценить коммерческую привлекательность таких перевозок, а государству - выработать меры по выводу арктического судоходства на новый уровень в части обеспечения безопасности мореплавания.
Российскими судовладельцами построено 26 судов общим дедвейтом более 730 тыс. тонн. В 2012 году планируется еще 10 судов до 500 тыс. тонн.
Общее количество судов морского транспортного флота, контролируемого Россией, на начало 2012 года составило 1418 общим дедвейтом 19,6 млн. тонн, то есть немного увеличилось. В Российском международном Реестре числится 328 судов общим дедвейтом 1,8 млн. тонн (или на 1,2 % больше, чем в 2010 году).
В прошедшем году вступил в силу Федеральный закон от 7 ноября 2011 года №305-ФЗ, направленный на поддержку отечественного судостроения и судоходства, который, уверен, скоро окажет положительное влияние на общую ситуацию со строительством и эксплуатацией как морского, так и речного флота.
В прошлом году в морских портах России переработано более 535 млн. тонн, или на 2 % больше, чем в 2010 году. Мы оцениваем такую динамику как позитивную. Потому что прирост объемов перевалки сухих грузов, которые составляют основу наиболее высокотехнологичных портовых операций, в прошлом году достиг 11 %. Но вместе с тем, мы потеряли в объемах перевалки нефтеналивных грузов более 4 %. Это, как уже отмечалось, обусловлено колебаниями рынка. Поэтому в целом итоговые показатели можно считать удовлетворительными.
В перспективе мы ожидаем изменения ситуации. Так, со второго полугодия 2012 года ожидается увеличение отгрузки нефти через Белокаменку в Мурманске, БТС-2 в Усть-Луге и ВСТО в Козьмино. Терминалы КТК в порту Новороссийск также могут увеличить отгрузки нефти с вводом в эксплуатацию двух скважин компании «ЛУКОЙЛ».
По мнению экспертов, в 2012 году сохранится тенденция роста объемов перевалки грузов. Общий грузооборот морских портов России планируется вывести на уровень 560 млн. тонн.
Развитие морской инфраструктуры
В 2011 году была продолжена реализация Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы Российской Федерации на 2010-2015 годы».
Это позволило обеспечить увеличение портовых мощностей на 30 млн. тонн.
Строго в рамках утвержденных графиков продолжалась активная реализация мероприятий по созданию морской транспортной инфраструктуры для подготовки и проведения зимних Олимпийских игр - 2014 в Сочи и Саммита АТЭС-2012 во Владивостоке.
В 2012 году предусматривается увеличение портовых мощностей еще на 75 млн. тонн.
Мы планируем к 2016 году, обеспечить перевалку грузов в портах России в объеме 770 млн. тонн в год, в том числе иметь 15 % резерв пропускной способности.
Общий объем госкапвложений в портовую инфраструктуру составил в 2011 году 27 млрд. рублей, что на треть больше, чем в 2010 году. При этом пропорция бюджетных и внебюджетных поступлений в эту сферу составила 1 к 4, что соответствует значениям утвержденной программы.
Особенно хочу отметить, что мы не снижаем темпов строительства флота государственного назначения.
В целях повышения уровня технической оснащенности государственных аварийно-спасательных формирований в 2010-2011 годах построены и сданы в эксплуатацию 16 единиц флота различного назначения. В этом году планируется ввести в строй еще 6.
Начато строительство ледокольного флота: четырёх дизель-электрических и одного атомного ледокола.
Повышенное внимание уделяется совершенствованию объектов обеспечения безопасности мореплавания.
Объемы перевозок и перевалки на внутреннем водном транспорте
В 2011 году объем перевозок грузов на внутреннем водном транспорте вырос на 21% и составил 127 млн. тонн.
В районы Крайнего Севера было отправлено 1 млн. тонн грузов, что на 8% превышает объем 2010 года.
Перевозки пассажиров составили более 14 млн. человек.
Объемы перевалки грузов в речных портах выросли на 29 % и составили 184 млн. тонн.
В текущем году мы прогнозируем рост объемов перевозки и перевалки грузов речным транспортом.
Отрадно отметить, что судоходными компаниями разработаны и реализуются проекты судов нового типа как грузового, так и пассажирского флота. Введено в эксплуатацию 13 таких судов.
В свою очередь Росморречфлот реализует программу обновления технического флота. В рамках ФЦП запланировано реконструкция и строительство более 350 плав.единиц на сумму более 30 млрд. руб.
Эффективность речных перевозок зависит от габаритов внутренних водных путей. Поэтому Росморречфлот уделяет их качественным характеристикам особое внимание.
В 2011 году общая протяженность ВВП с гарантированными габаритами судовых ходов и круглосуточным движением транспортного флота ненамного, но увеличилась.
Состояние СГТС
На особом учете находится состояние судоходных гидротехнических сооружений.
В результате проведенных Росморречфлотом мероприятий по состоянию на 1 января 2012 года в 2 раза уменьшилось число сооружений в аварийном техническом состоянии (осталось одно сооружение). На треть уменьшилось их число с опасным и неудовлетворительным уровнем безопасности.
Повышен уровень безопасности 23 сооружений.
К 2016 году мы планируем вывести все СГТС на нормальный уровень безопасности.
Узкие места на ЕГС
Одно из ключевых направлений нашей деятельности - устранение лимитирующих участков на Единой глубоководной системе Европейской части Российской Федерации.
Из существовавших в прошлом десятилетии 3-х «узких» мест мы расшили одно - это Кочетовский гидроузел. Остались две самые сложные проблемы: Нижнесвирский шлюз на Волго-Балте (в этом году мы приступаем к строительству его второй нитки) и недостаточные глубины на Волге между Нижним Новгородом и Городцом (эта задача решается путем поднятия уровня Чебоксарского водохранилища до 68 отметки. На ее решение Русгидро отводит 3-5 лет).
Последние 3 года отмечены устойчивым маловодьем - водохранилища на Волжско-Камском каскаде и на реке Дон наполнялись едва ли на 50 %. В результате мы получили еще 3 «узких» места, где глубины составляют чуть более 3 метров. Это: Нижняя Кама от Чайковского шлюза до села Камбарка, Нижняя Волга в районе Саралёва и Нижний Дон в районе Багаевки.
В рамках ФЦП мы разрабатываем проекты реконструкции Саралёвского водного узла и строительства Багаевской низконапорной плотины. По Нижней Каме формируется техническое задание.
Конечно, надеемся на увеличение водности.
Реконструкция объектов ВВП
На реконструкцию гидротехнических сооружений из федерального бюджета было выделено 10 млрд. рублей, что на 39 % чем в 2010 году. Объем средств из внебюджетных источников составил 3, 7 млрд. рублей.
Уважаемые коллеги!
Мы все время говорим о создании инвестиционной привлекательности нашей отрасли, комфортных условиях для бизнеса. Мы должны обеспечивать перевозки грузов и пассажиров. Но эти перевозки должны быть безопасны. Безопасность судоходства - это главный критерий в организации перевозок.
Аварии прошлого года выявили две основные причины роковых происшествий. Одна - это несовершенство надзора и контроля. Вторая - человеческий фактор.
Для устранения первой причины проводится комплекс мероприятий - это то, о чем я говорил в начале доклада. Создание бассейновых администраций на море, реформа Госморспасслужбы. Вносятся поправки в КТМ и Закон о морских портах.
На речном транспорте планируются кардинальные перемены. Создание Администраций речных бассейнов, института капитана бассейна, внедрение системы портового контроля. Вводятся в строй системы управления движением судов. Разработаны поправки в КВВТ.
Но сколько бы мы не оснащали порты и внутренние водные пути, морские и речные суда современными системами безопасности, все равно в центре системы находится, и будет находиться человек - специалист. И не важно, где он будет - в офисе или в диспетчерской, или на ходовом мостике. Ошибки, просчеты, нарушения правил этими специалистами, в конце концов, сложатся в ситуацию, которая приведет к тяжелым последствиям.
Поэтому работе по подготовке и переподготовке кадров на всех уровнях необходимо придать новый импульс.
И в первую очередь это касается наших отраслевых учебных заведений. Особенно это важно для флотских специальностей.
Мы проводим реформу и в них. Она касается количества ВУЗов и качества обучения. Нам нет необходимости иметь два, а то и три учебных заведения в одном городе.
В Санкт-Петербурге предстоит провести объединение ГМА имени адмирала С. О. Макарова и Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций. При этом будет создан единый университет, осуществляющий подготовку специалистов морского и речного транспорта и носящий имя адмирала С. О. Макарова.
Морская государственная академия имени адмирала Ф.Ф. Ушакова преобразована в университет. На базе ее филиала в Ростове-на-Дону создан Институт водного транспорта имени Г.Я. Седова, который объединил несколько учебных заведений. Это же предстоит в Астрахани и ряде других городов.
Не скрою, мы испытываем сопротивление в этом деле со стороны руководящего состава некоторых филиалов, которые боятся потерять свои места.
Но оптимизация расходов федерального бюджета и количества персонала, в том числе профессорско-преподавательского состава, дадут возможность получить ресурсы для улучшения материально-технической базы учебных заведении, увеличить оплату труда того же профессорско-преподавательского состава.
Мы должны усилить воспитательную работу по сохранению флотских традиций.
Большое значение имеет привитие навыков жизни в экипаже. Это и ношение формы, и организация внутренней службы, и работа с курсантами кадровых офицеров военно-морского флота.
Это будет способствовать повышению качества подготовки специалистов путем их ранней адаптации к условиям работы на флоте.
Кроме того, мы должны решить три вопроса, которые возникли с развалом старой школы.
Первый. Необходимо в наших ВУЗах создать систему профтехобразования, где будут готовить начальные рабочие специальности для флота. Сегодня эти учебные заведения ушли в муниципалитеты, и мы их не видим. И такую работу мы уже ведем.
Второй. Необходимо добиться, чтобы выпускники наших средних специальных заведений могли без экзаменов (а не на общих основаниях) поступать в наши же высшие учебные заведения. Здесь требуется помощь Минтранса.
Третий. Необходимо восстановить систему образования специалистов с совмещенными специальностями: рулевой-моторист, штурман-механик и т.д. Это крайне необходимо, особенно на реке, в условиях работы сокращенными экипажами. Здесь нам тоже нужна помощь Минтранса.
И, конечно же, мы должны улучшить качество переподготовки специалистов.
Опять возвращаюсь к тому, что кроме усиления портового контроля мы должны вернуть систему аттестации и назначения капитанов судов. В этом у нас есть понимание с морским и речным сообществом.
Принятие вышеперечисленных мер позволит улучшить квалификацию работников всех уровней и специальностей, а, в конечном итоге, уменьшить негативное влияние человеческого фактора.
Уважаемые коллеги!
Нельзя не остановиться на таком важном аспекте, как транспортная безопасность.
Напомню, что перед нами поставлена задача усиления антитеррористической деятельности.
Для проведения работ по оценке уязвимости, разработке планов охраны и оснащению судов и портовых средств определено 50 уполномоченных организаций.
Во всех судоходных и стивидорных компаниях имеются соответствующим образом обученные сотрудники, а на каждом судне - члены командного состава, ответственные за транспортную безопасность.
Нашими учебными заведениями подготовлено свыше 13 тыс. специалистов в этой области.
Росморречфлот выполняет функции координатора в вопросах формирования конвоев судов для прохождения через Аденский залив.
Во исполнение первого этапа Комплексной программы защиты населения на транспорте оснащены акватории 6 морских портов, а также 11 объектов на внутренних водных путях.
Основные результаты проводимых мероприятий вы можете увидеть на слайде.
В марте 2011 года была полностью сформирована база нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона «О транспортной безопасности».
Аккредитовано 49 специализированных организаций для проведения оценки уязвимости.
Проведена работа по категорированию объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
В 2012 году необходимо откатегорировать еще около 50 тысяч объектов. Системная работа уже налажена, и я уверен, что мы справимся с этой задачей.
Уважаемые коллеги!
За прозвучавшими цифрами и объемами везде стоят конкретные люди.
Необходимо отметить социальную значимость выполняемых программ: создаются дополнительные рабочие места, улучшаются условия труда и, соответственно, производительность, повышается социальная защищенность работников отрасли.
Людей всегда интересуют две вещи: зарплата и квартира.
Средняя зарплата в отрасли с 2005 года выросла в 5 раз и составила 32 тыс. рублей.
Мы последовательно держим курс на выравнивание этих показателей. Хочу отметить, что средняя заработная плата у нас почти везде равняется средней по региону.
Возьмем конкретный пример: Казанский участок Волжского ГБУ. Средняя зарплата в 2005 году была 5 тыс. рублей. Сегодня -18 тыс. рублей. При этом за прошедший год она поднята на 37%. В Татарстане средняя заработная плата составляет 24 тыс. рублей.
В то же время есть существенная разница между зарплатой руководителей и остального персонала, особенно в учебных заведениях. Например, в Морском государственной университет им. адм. Г.И. Невельского зарплата ректора почти в 20 раз превышает среднюю зарплату профессорско-преподавательского состава.
Надо внести в условия контракта руководителей зависимость их заработной платы от средней по предприятию или учреждению.
С жильем сложнее. Мы стараемся строить дома в отдаленных речных районах, помогаем нашим работникам на Сахалине, Чукотке и в других регионах. Мы обратились к руководителям субъектов Федерации с просьбой помочь нам в этом вопросе, и сейчас руководители наших учреждений и предприятий уточняют потребности.
Результат есть. Приходит больше молодежи. Налицо обновление руководящего состава.
Мы понимаем цели и задачи, стоящие перед нами. И вместе идем по пути модернизации и развития отрасли. Где-то получается лучше, где-то не совсем, но есть конкретные результаты, есть главное богатство отрасли - наши замечательные труженики.
И поэтому есть уверенность в стабильном развитии и последовательном решении имеющихся проблем.
Фото с мероприятий
Все фотоВопрос - ответ
Все вопросы
Здравствуйте. Подскажите «ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ МОРСКИХ СУДОВ И СУДОВ СМЕШАННОГО (РЕКА-МОРЕ) ПЛАВАНИЯ» распространяется на работников внутреннего водного транспорта «Братского водохранилище»
Александр Николаевич
Уважаемый Александр Николаевич,
Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей...
Подробнее
Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей...